Новые правила Instagram: как компания заработает на ваших фотках и можно ли этому помешать
Новые правила Instagram: как компания заработает на ваших фотках и можно ли этому помешать
С 20 декабря меняются правила социальной сети «Инстаграм». Теперь на весь загруженный на платформу контент пользователи выдают компании бессрочную лицензию, а она взамен вводит новые ограничения.
18 декабря 2024, 21:40 37250
Что касается добавления фотографий, то их должно быть не более 9–12 в день.
Мошенники пополняют запасы. Злоумышленники оформляют на клиентов Сбербанка и «Альфа-банка» кредиты по телефону, а деньги забирают себе
А для новых страниц в 2024 году будут ещё и дополнительные ограничения: первые 20 суток интервал для всех совершаемых действий — 36–48 секунд, а суммарный лимит инстаграм-аккаунта не должен превышать 500 для всех действий в течение суток (подписки, отписки, лайки).
Как видно, правила и условия для пользователей прописаны весьма подробно и конкретно, но так, чтобы самому «Инстаграму» было удобно сортировать и модерировать бесплатно получаемый контент в своих коммерческих целях. На этом и построена «успешная модель» данного сервиса, тем более что пользователи по факту никаких претензий предъявить не могут.
Заработать на чужих фотках
Фактически новые правила являются продолжением политики компании на монетизацию чужого контента, которая началась ещё в 2013 году. Тогда компания впервые заявила свои права на загружаемые пользователями фотки и тексты и, соответственно, исправила условия пользования сервисом. В частности, в них были внесены пункты, которые позволяли: предоставлять информацию о своих пользователях тем, кому компания-правообладатель посчитает нужным; использовать фотографии из «Инстаграма» и личность их разместившего или тех, кто изображён на фото, в рекламных целях, а также хранить любые данные о тех, кто хотя бы раз регистрировался в сети «Инстаграм».
Согласно данным The Wall Street Journal, в 2024-м выручка компании «Фейсбук» составила $70,7 млрд, при этом в её планах намечено увеличение прибыли в 2024-м и последующих годах как минимум ещё на 10%. Некоторую часть от этого прироста, согласно новой стратегии, утверждённой руководством «Фейсбука», должны составить средства, вырученные за счёт продажи прав на фото- и видеоконтент, полученный из сети «Инстаграм».
40% россиян готовы стать курьерами в ближайшее время
Собственно, для реализации этих амбициозных планов компания «Фейсбук» приняла новые правила для «Инстаграма».
— Конечно, новые положения, которые декларирует «Инстаграм», противоречат некоторым принципам российского законодательства, — считает заведующий «Западной коллегией адвокатов Москвы» Александр Инютин. — Например, статье 1265 Гражданского кодекса, согласно которой при пользовании чужим фото или видео (даже при наличии согласия автора) нельзя менять его имя. А ещё есть сомнения, что правила, заявленные «Инстаграмом», согласуются с пунктом 2 статьи 5 закона № 152-ФЗ «О персональных данных», в котором указано, что данные россиян нельзя собирать просто так — для этого нужны конкретные цели, они должны быть обозначены заранее, а не в случае, если компания вдруг решит ими воспользоваться.
Штрафы есть, а эффекта нет
Но если есть сомнения в том, что правила, обнародованные «Инстаграмом», противоречат российскому законодательству, то почему надзорные ведомства не принимают никаких мер? На самом деле Роскомнадзор в ряде случаев, когда были нарушены права россиян, уже обращался в суд с требованием привлечь владельца «Инстаграма» — компанию «Фейсбук» — к ответственности и даже выигрывал дела, которые заканчивались штрафными санкциями для «Фейсбука». Так, в феврале решением мирового суда Таганского района Москвы за отказ хранить данные россиян на территории РФ компания была оштрафована на 4 млн рублей. Но, как видно, эта сумма не оказала существенного влияния на политику «Фейсбука» и его подконтрольных компаний в отношении российских граждан.
— На мой взгляд, всё дело в том, что наши надзорные ведомства не проводят никакой целенаправленной политики в отношении деятельности иностранных соцсетей на территории России, — считает Александр Поляков, член Адвокатской палаты Калининградской области. — Да, отдельные дела в судах проходят, но, скорее, это происходит в виде некоего исключения. При этом я не слышал, чтобы российские суды выносили решения в отношении «Фейсбука» или «Инстаграма» по искам обычных граждан, если предварительно нет решения Роскомнадзора.
Действительно, тот же Таганский суд Москвы в 2024 году отказал в иске, который по поводу правил, введённых «Инстаграмом», подал к этой компании блогер Захаркин. Тогда формальными причинами отказа в иске стало то, что деятельность американской соцсети якобы не входит в юрисдикцию российских судов, а также недостаточное количество доказательств нарушения законодательства РФ.
Пока надзорные органы безмолвствуют, а суды отказывают, только пользователям решать, давать ли возможность американской компании зарабатывать на своих талантах или нет.